Известно ошибочное представление, будто человек есть некое постоянное и неделимое единство. Известно также и другое мнение, в соответствии с которым человек распадается на великое множество “я”. Расщепление мнимого единства личности на множество фигур считается сумасшествием, а проще и в согласии с наукой – шизофренией.
Наука тут права лишь постольку, поскольку обществу необходим механизм или руководство для безопасного упорядочивания этого множества. Полагать, что возможен один раз и навсегда данный пожизненный порядок группировки множество подвидов индивидуальных “я” неверно. Это заблуждение избавляет лиц, состоящих на высшей государственной службе, от необходимости думать и принимать верные решения по отношению к бесконечному разнообразию социальных связей и сплетений. Материал всегда один и тот же. Но достаточно изменить тональность и темп, сместить акцент в мотивах и ситуация приобретает иной вид. Имея одинаковое происхождение, она каждый раз может обновляться до непредсказуемости.
Если добавить сюда конфликтную составляющую человека в качестве индивидуального носителя изменения социальной структуры, то получим идеологическую программу убойной силы. Вопрос лишь в том, на какие ценности направлена эта энергия, и как ею манипулировать, то есть ориентировать на пути соотношения внутренних и внешних факторов устойчивости и кризиса общественной системы. В Кыргызстане, где взрывоопасного материала накопилось более чем достаточно, а традиций государственного строительства просто не существует, на первое место, со всей очевидностью, выступает внешний фактор, от которого будущее страны зависит в громадной степени.
Выбор невелик. Ведь сегодня на мировой арене всего лишь четыре субъекта глобальной политики: США, Западная Европа, Россия и Китай.
Китай предлагает мягкую экономическую экспансию, которая при необходимости может перерасти в жёсткое территориальное поглощение. Это отдельная тема и о ней разговор будет в следующий раз.
Россия предполагает иную форму интеграции: вначале Таможенный Союз, затем Единое Экономическое Пространство, как следствие единая валюта и, в обозримом будущем, военно-политический блок. Это наиболее вероятный сценарий развития для среднеазиатских стран постсоветского периода.
США используют временное силовое превосходство и уникальную возможность нанести удар по всем сразу одним махом.
США финансируют свой дефицит исключительно организацией спроса на доллары и гособлигации. В настоящее время спрос этот резко упал. Выход просматривается в дестабилизации всех остальных валют и финансовых инструментов, дабы потребность в долларах осталась неизменно высокой. Эта финансовая политика гигантских пузырей фондовых рынков привела человечество к экономическому кризису, сметающему промышленный уклад планеты, словно карточный домик. Главная цель – ограничить способность национальных элит осуществлять устойчивое политическое управление странами и резко снизить возможности по обеспечению комфортных условий жизни. Ответственность за это Америка не возьмёт на себя никогда. В ответ, года через три китайцы вежливо предъявят долговые требования, которые Штаты оплатить не смогут. И доллар рухнет!
Последние тридцать лет американцы активно внедряют в сознание политпросвещёных граждан всех стран экзотическую теорию хаоса или самоорганизованной критичности. Конечная политическая цель этого внедрения – дистанцирование от возможных негативных последствий непрямого вмешательства американского госдепа во внутренние конфликты суверенных государств. Первоначально теория хаоса называлась эффектом бабочки по аналогии с рассказом Р. Брэдбери “И грянул гром” (1952 год), где гибель бабочки в доисторическом прошлом изменяет современный мир.
Политики заимствовали этот термин из естественных наук. Суть в том, что в критическом состоянии любая система любой формы организации материи становится хаотичной и может запустить цепную реакцию, в которой небольшое событие способно привести к катастрофе... В хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в таком-то месте, ошибки и неопределённость нарастают экспоненциально с течением времени.
В 1961 году американский метеоролог Эдвард Лоренц работал над проектом по имитации закономерностей погоды. Он случайно столкнулся с парадоксом: отклонения в вычислениях на тысячные доли в значительной степени меняли весь алгоритм расчётов. Это классический пример хаоса нелинейных, далёких от состояния равновесия систем, когда незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые эффекты в ином месте и в другое время. Э. Лоренц назвал это явление “эффектом бабочки”: “Небольшие различия в начальных условиях рождают огромные изменения в конечном явлении. Бабочка, хлопая крыльями в Гонконге, может изменить закономерности торнадо в Техасе. Предсказание на основе прошлых и текущих событий и действий становится невозможным”.
Примерно в середине восьмидесятых появились разработки сценариев управляемого социального хаоса. Появилось понимание того, что в состоянии хаоса социальные организации одновременно ведут себя непредсказуемо (хаотично) и систематично (упорядоченно). Для отклонения системы от заданного курса достаточно подменить национальную идеологию “агрессивно-идеологическим вирусом” локального, странового применения, но последствия его могут быть ужасающими. Риск настолько велик, что нет цены, ради которой стоит играть с огнем. Однако играют. Например, кыргызский политбомонд. Боюсь, доиграются. А для американцев, стабильность – это не более чем возможный, но далеко необязательный результат их присутствия, который вряд ли может быть целью. Любые последствия всегда можно списать на неадекватность и лицемерие местных политиерархов.
К тому же не стоит забывать, что великую мировую религию, пронизанную открытиями дохристианской греческой эпохи и обладавшую гигантским потенциалом развития – ислам, пытаются при помощи этой же теории хаоса переформатировать в пропитанную терроризмом бездну, которую при случае можно перебросить из Центральной Азии на врага мирового гегемона номер один – Китай. Впрочем, современная кыргызская политика так же далека от понимания этих процессов, как далеки от альтруизма досточтимые европейские джентльмены Рима и Парижа, недавно ханжески подавившиеся ливийским пирогом.
Кстати, что может предложить Кыргызстану Европейский Союз нерушимый республик свободных? А он уже предложил книгу жалоб и предложений, как говорят болгары – “книгу ликовання и оплакивання”.
Вот и настал этот светлый день. В республике его ожидали как пришествие мессии в Древней Иудее. Имеется в виду доклад международной комиссия под началом спецпредставителя ОБСЕ Киммо Кильюнена по расследованию прошлогодней межэтнической резни на юге Кыргызстана. И что же? Впечатляет. В антракте между арабскими войнами либеральные правоведы побывали на чужой земле, где люди чтут разбой и уничтожение. Итогом стало сто с лишним страниц вдохновенного текста. Из коего следует, что геноцида не было, военных преступлений также не замечено.
Ну, в самом деле, не всех же вырезали и сожгли, не всех же трёх и пятилетних изнасиловали, вдребезги раздирая нежное детское лоно, не вся же военная техника совершала налёты на безоружных граждан, расстреливая последних как зайцев на охоте. Это вносит некоторую растерянность в оценку масштаба событий. Неважно кто на кого тогда делал ставку в борьбе за власть. Всё, что вменяется участникам и организаторам (правительству) кровавой оргии – преступление против человечности, да и то с оговоркой “может быть”. Такие вот дела.
В лучшем случае доклад можно воспринимать, как призыв к националистам поумерить пыл, что их идеология, дескать, не имеет перспектив. В психопатологии то, чему посвящён отчёт финского парламентария называется "злокачественной грандиозностью". В то время как большинство из нормальных людей испытывают эмоциональное удовлетворение от хорошей музыки, красивой природы или умной шутки психопат-националист нуждается в резком, более "возбуждающем" опыте для того, чтобы чувствовать себя бодро и в тонусе.
Лёгкий намёк на то, что за продолжение подобных деяний рано или поздно можно предстать перед международным судом Гаагского трибунала. Однако ни слова о том, кто персонально несёт ответственность за то, что одни как волки рыскали по долам и весям, убивая и грабя, а другие лежали в крови, уткнув мёртвую голову с перерезанным горлом в зелёный пух июня. И те и другие были, между прочим, на своей земле.
Очень, кстати, в духе “эффекта бабочки”: ветерок из Центральной Азии может привести к урагану в Северной Америке…
К сожалению, подобная практика использования заморских рецептов странным образом совпадает с растущей деградацией общества. C новой силой действуют закономерности “эффекта бумеранга”: чем громче апелляция к традициям и обычаям предков, тем больше провинциальной маргинальности и булгаковской “разрухи в умах” инициаторов призывов.
А куда деть десятки тысяч кыргызов, влачащих жалкое существование в "новостройках" без работы, социальной опеки и перспектив будущего? Идеальная среда для национализма. Что касается узбеков, несмотря на все средства, которыми их запугивают "заботливые" власти, трудно отказаться от своей собственности - жилья и бежать, как многим бы хотелось, в страшное никуда. Трезвомыслящие останутся на своей Родине и будьте уверены, постепенно начнут отстаивать свои права. И это касается не только узбеков.
Политическая нестабильность парламентской республики принимает постоянный характер. Необходимы безотлагательные перемены. Время не ждёт. Единственный на сегодня исторически правильный выход страны из перманентного хаоса видится в “присоединении” к России. И не только потому, что у наших народов единые исторические корни и схожая ментальность. Но и потому, что каждый боится стать чьим-то доминионом…
Комментарии